Своя цена владыка. Регионам могут разрешить самим регулировать рост тарифов на коммунальные ресурсы

22.05.2013

Своя цена владыка. Регионам могут разрешить самим регулировать рост тарифов на коммунальные ресурсы

В правительство направлен законопроект, который позволит регионам по собственному усмотрению менять максимальную планку роста тарифов на разные виды коммунальных ресурсов. При этом государство по-прежнему будет контролировать размер совокупного платежа граждан.

Сейчас, напомним, утверждаются предельные индексы роста по каждому виду коммунальных услуг: отдельно по электроэнергии, теплу и так далее.

То есть и население, и ресурсоснабжающие организации загодя знают, сколько одни заплатят, а другие получат за каждую услугу.

Эксперты рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при правительстве предлагают изменить этот подход. Ограничивать только рост совокупного платежа за коммуналку (к примеру, на те же шесть процентов в год, как это предлагал сделать президент). И в этих пределах предоставить возможность регионам самим устанавливать индекс роста тарифов на разные виды коммуналки - по муниципальным образованиям.

"В результате такого шага у регионов появится свобода в регулировании тарифов организаций внутри платежа в зависимости от приоритетов модернизации той или иной отрасли", - поясняет один из авторов законопроекта, руководитель рабочей группы Андрей Чибис.

"Если в регионе низкое качество воды и необходимо модернизировать водоканал, то администрация сможет поднять тарифы на воду, и за этот счет провести необходимые инвестиции". Но совокупный платеж не может вырасти больше, чем на величину, утвержденную на федеральном уровне", - продолжает эксперт "Российской газеты" .

То есть интересы граждан не пострадают. Предельные индексы эксперты предлагают устанавливать на несколько лет - на 3 года при первом применении и в дальнейшем - на 5 лет. И ресурсоснабжающие организации смогут спокойно планировать свои программы.

Впрочем, такой подход регулирования тарифов по принципу "сообщающихся сосудов" не поддерживают в Институте экономики города. "Устанавливают индексы роста тарифов регионы, а отвечают за муниципальные тепло-, водо-, электро- и газоснабжение и водоотведение муниципалы, - пояснил "РГ" ведущий эксперт направления "Городское хозяйство" Дмитрий Гордеев. - Возможностей влиять на состояние инфраструктуры у муниципалитетов нет с 2010 года. Законопроект такое регулирование на региональном уровне оставляет . Но велика вероятность, что переход к индексу на совокупный платеж за коммунальные услуги будет сопровождаться, мягко говоря, субъективными решениями. Вместо нескольких индексов по видам услуг для региона Федерация установит один индекс на совокупный платеж. Чтобы это требование выполнить, нужно будет решить: какие тарифы и на сколько повышать, чтобы остаться в утвержденных рамках. И какие тарифы ради этого повышения придется оставить без изменения. Какие тарифы будут повышать в первую очередь? Логично предположить, зная ситуацию в отрасли, что скорее это будет сделано для тех организаций, которые близки руководству региона. Как правило, это теплоснабжение и электроэнергия. Вот он субъективизм, "особенности" региона. А обоснование соответствующее подвести можно всегда".

В Институте экономики города считают, что утверждение индексов роста тарифов - мера вынужденная. С одной стороны, они в какой-то мере защищают население от чрезмерного роста тарифов. Но с другой - не учитывают потребностей отдельных ресурсоснабжающих организаций, где скопились проблемы и есть необходимость капитально ремонтировать сети, восстанавливать мощности. "Но мы пока слабо используем возможность, которую дают адресные субсидии, - считает Гордеев. - Сегодня их получает 9 процентов домохозяйств. Думаю, вполне допустимо, чтобы их получали 20 процентов. В этом случае будет лучше соблюдаться принцип адресной поддержки: субсидии получат наименее обеспеченные семьи. Но зато тарифы не будут занижаться для всех без разбора - и бедных, и богатых. Правда, в этом случае, придется увеличивать трансферты на такую поддержку из федерального бюджета депрессивным регионам. Министерство финансов это может не поддержать".

Как вам это?

Владимир Полиэктов, первый заместитель министра энергетики и ЖКХ Мурманской области:

- Решения по тарифам должны быть индивидуальными для каждого региона, поскольку и экономически, и климатические условия везде отличаются.

Например, у нас когда заканчивается паводок, то отопительный сезон продолжается. Тогда как в Краснодарском крае он завершился месяца три назад, да и начался только в декабре. Естественно, северянам отопление обходится многократно дороже. Зато на юге больше тратится воды. Те нормативные акты, которые действуют сегодня, не всегда в полной мере учитывают существующую проблематику регионов.

Людмила Шибаева, член некоммерческого партнерства, объединяющего ТСЖ и ЖСК Заполярья:

- Не стоит опасаться, что местные власти установят слишком высокие тарифы. Практика показала, что за этим обязательно последует протест граждан. Если законопроект будет принят, региональная администрация сможет принимать более обоснованные тарифные решения.

Юнус-Бек Евкуров, глава Республики Ингушетия:

- Это хорошая идея. Региональные власти знают ситуацию изнутри, поэтому смогут регулировать тарифы с учетом местных особенностей. Тот же отопительный сезон начинается и заканчивается в различных уголках страны не в одно и то же время. В этом вопросе имеет большое значение и состояние инженерно-коммунальных сетей в территориях, и долги коммунальщикам. Например, у себя в республике мы стараемся и сегодня сдерживать цены в ЖКХ, но при этом у нас очень остро стоит проблема неплатежей за жилищно-коммунальные услуги.

Автор:  Текст: Ирина Невинная
Источник:  Российская газета" - www.rg.ru
(Нет голосов)