Застрял на высоте. Техрегламент не избавил лифтовое хозяйство от трудностей

15.04.2013

Застрял на высоте. Техрегламент не избавил лифтовое хозяйство от трудностей

Вступил в силу технический регламент таможенного союза "Безопасность лифтов". Он пришел на замену аналогичному российскому техническому регламенту, утратившему свою юридическую силу. В документе прописаны четкие требования к безопасности лифтов, даны правила и схемы сертификации лифтовой продукции. Кроме того, приводится перечень устройств безопасности лифта, подлежащих обязательной сертификации.

Однако вступление в силу техрегламента для лифтового комплекса страны породило большое количество проблем на практике. По мнению Максима Звягинцева, руководителя комитета по правовому обеспечению Национального лифтового союза (НЛС), это связано с тем, что в каждой стране - участнице Таможенного союза за многие годы сформировались собственные системы законодательств о безопасности лифтов, основанные на специфике лифтового хозяйства этих государств.

- Вместе с тем концепция разработки технического регламента Таможенного союза подразумевала создание своего рода унифицированного документа, который не в состоянии учесть все эти особенности, - рассказал "РБГ" Максим Звягинцев. - Поэтому для России как для государства, у которого лифтовое хозяйство и регламентирующая его нормативная база являются намного более развитыми, чем в других государствах - участниках ТС, технический регламент по безопасности лифтов явился менее прогрессивным документом по сравнению со своим российским предшественником.

В частности, лифтовики обеспокоены снижением уровня безопасности лифтов в связи с принятием техрегламента. К примеру, исключено понятие владельца лифта. Из-за этого невозможно установить лицо, ответственное за надлежащее содержание лифта и соответствие его требованиям технического регламента.

Кроме того, документом не определены надзорные органы, которые отвечали бы за соблюдение всех требований техрегламента. Более того, до сих пор нет единого мнения о том, кто же будет осуществлять государственный контроль за безопасной работой лифтов. По словам первого вице-президента НЛС, президента НП СРО "МОЛО" Виктора Тишина, около 10 ведомств так или иначе занимаются лифтами, но ни один чиновник не курирует их. Лифтовики отчасти относятся к сфере ЖКХ, отчасти к строительной отрасли. Транспортники их вообще к своим не причисляют. НЛС, хотя и пытается объединить под свое крыло все подразделения жизненного цикла лифтов от производства до аудита, но фактически союз представляет интересы не более 70% представителей этого рынка.

Другая проблема - в России лифты формально не являются опасными объектами. В марте 2012 года был подписан приказ Ростехнадзора "О регистрации опасных производственных объектов", по которому жилой фонд и объекты розничной торговли исключены из реестра.

Автор:  текст: Ольга Воскресенская
Источник:  "Российская газета" - www.rg.ru
(Нет голосов)